ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня голливудскую «Аллею славы» достойно украшает его звезда. Но масштаб таланта выдающегося артиста, мастера перевоплощения и художественного слова был гораздо больше музыкальной и актерской деятельности. Федор Шаляпин замечательно рисовал, пробовал себя в живописи и скульптуре, проявлял большие литературные способности, широко занимался благотворительностью.

О его уникальном голосе современники говорили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин!» Музыкальные критики неоднократно подмечали, что, видимо, русские композиторы XIX века предвидели появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса.

Лучшие цитаты:

  • Не всякий может вылезть из подвала и подняться до балагана.
  • Я вообще не верю в одну-единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…
  • Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь.
  • Само понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным.
  • Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной.
  • Не волнуются только дураки и покойники.
  • Мысли – разнообразные и беспорядочные, в разные цвета окрашенные. От иных плохо спится, от иных гордостью зажигаются глаза и радостно бьется сердце.
  • Холодный пепел мелочей прекрасно гасит огонь души.
  • Шилом моря не нагреешь, как ни накаливай шило.
  • Все это, конечно, мелочи. Но комар – тоже мелочь, однако если вам начнут надоедать шестьсот комаров – жизнь и вам не покажется веселым праздником.
  • А впрочем, если человек привычен проповедовать мораль – лучше уж не мешать ему в этом, а то он станет еще злее и придирчивее.
  • Прошлое нельзя просто срубить размашистым ударом топора. Надо разобраться, что в старом омертвело и принадлежит могиле и что еще живо и достойно жизни.
  • Все-таки я думаю, что обо мне судили бы лучше, будь я более политичен, тактичен, дипломатичен или, проще говоря, более лжив. Но я плохо воспитан и не люблю двоедушия, не терплю лжи.
  • Я продолжаю думать и чувствовать, что свобода человека в его жизни и труде – величайшее благо. Что не надо людям навязывать насилу счастье. Не знаешь, кому какое счастье нужно.
  • Не забывай и ты людей, которые сделают добро тебе, – не много будет их, легко удержать в памяти.

ЕП-ПИ-Шаляпин-2Справка

Федор Шаляпин

Родился в 1873 году в Казани. Отец был мелким служащим, мать – простой домохозяйкой. Страсть к пению обнаружилась в раннем детстве: любил подпевать матери, «подлаживая голоса», интересовался церковным пением. В девять лет стал певчим в церковном хоре. С ранних лет учился и работал сапожником, токарем, столяром, переплетчиком, переписчиком, но не оставлял увлечения музыкой, пытался научиться играть на скрипке, много читал.

В 16 лет поступил в местную драматическую труппу на должность статиста, вскоре ему доверили исполнить партию из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Дебют состоялся в 1890 году, после переезда из Казани в Уфу. Участвуя в хоре опереточной труппы, пришлось заменить заболевшего артиста. После окончания сезона присоединился к странствующей труппе, с которой гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа, пока не попал в Тифлис.

Знакомство с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым стало судьбоносным. Благодаря вокальному педагогу из певца-самоучки превратился в профессионального артиста, приобретшего первое признание на сцене Тифлисского оперного театра. Следующим пунктом стала Москва, а затем Санкт-Петербург. В 1895 году был принят в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра с успехом пел партии Мефистофеля из «Фауста» и Руслана из оперы «Руслан и Людмила».

При поддержке известного мецената Савы Мамонтова стал выступать в «Частной русской опере», за четыре сезона приобрел громкую известность, исполняя оперные партии Ивана Грозного, Бориса Годунова, Ивана Сусанина, Сольери.

В 1899 г. вернулся в Москву, поступив на службу императору в Большой театр, где пользовался громадным успехом. В 1901-м дал 10 представлений в миланском театре «Ла Скала». В 1907–1908 гг. гастролировал в США и Аргентине.

В 1915-м – дебют в кино: роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный». В 1917-м пробует себя в качестве режиссера оперы Дж. Верди «Дон Карлос» и А.С. Даргомыжского «Русалка».

С 1918 г. становится художественным руководителем бывшего Мариинского театра. Советская власть высоко оценила его заслуги, присудив звание Народного артиста Республики. Но в новом качестве проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями в 1922 г. эмигрировал с семьей за границу. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

Был дважды женат. От первого брака с итальянской балериной Иолой Торнаги родилось шестеро детей. Вторая семья появилась, когда первый брак еще не был расторгнут. Повенчаться с Марией Петцольд, родившей ему трех дочерей, пришлось уже в эмиграции.

В 1932 г. снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноименному роману Сервантеса. В 1935–1936 гг. состоялись его последние гастроли. Посетил Дальний Восток, Маньчжурию, Китай, Японию, отыграв больше 50 концертов.

Весной 1937 г. врачи диагностировали лейкоз. Через год, на 66-м году жизни, скончался и был похоронен в Париже. В 1984 г. прах певца перенесли из Франции в Россию, а в 1991-м посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Подготовил Евгений Панов, Останівка 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяДозволь собі жити
Следующая статьяЯ научилась собирать радость
Из ценностей выбрал вечное. Людям несет надежду. Вместе с красавицей женой воспитывает двух замечательных сыновей. Неисправимый книголюб. Разносторонне творческий. Считает, что обязан расти, потому как «я уже не тот, но еще не этот». Вот и растет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ